История Викки в Англии
1939 – настоящее время (1991)

Three witches performing their witchcraf

Автор: Джулия Филиппс (Julia Phillips)

Оригинал статьи — здесь

Предисловие автора к дополненному и отредактированному изданию статьи (2004 г.):

Этот текст является транскрипцией с семинара, представленного мной на Викканской конференции в Канберре, в 1991 году. Он, главным образом, о начальном периоде Викки в Англии; особенно о том, что мы сейчас называем Гарднерианской и Александрийской традициями.

Материалы для семинара были составлены в 1980-х годах из множества различных источников, и предназначались для обсуждения только среди членов моего ковена. В поисках материала мне помогали Руфус Харрингтон и Пол Гринслэйд. Они участвовали в исследовании истории Викки наравне со мной, и я рада, что мне, наконец-то, представилась возможность указать их важную роль в создании этой статьи.

Когда я переехала в Австралию в 1988 году, у меня сложилось впечатление, что австралийские виккане слабо представляют себе, откуда взялась Викка, и какое место в глобальной викканской семье они занимают. Именно поэтому я приняла приглашение Викканской конференции в Канберре в 1991 году рассказать об истории Викки, и скомпоновала мои многочисленные записи, посвященные исследованиям истории Викки, в формат небольшого семинара. Мне хотелось не просто рассказать о сухой истории религии, но и позволить слушателям понять, откуда взялась Викка в Австралии, откуда пришли их учителя. Именно для этого я включила в материал семинара личные истории ряда влиятельных фигур ранней истории Ремесла (в случае, если люди не желали объявлять о себе публично, я использовала инициалы).

Лекцию изначально опубликовали в сборнике статей Канберрской конференции ограниченным тиражом в 200 копий. Чуть позже текст семинара перекочевал из сборника в Интернет, где копии статьи до сих пор находятся на более чем 500 сайтах, не считая тех, которые приводят лишь выдержки из оригинала.

В сентябре 2002 года хозяева сайта www.gardnerian.com связались со мной и попросили разрешение на размещение оригинала статьи на своем сайте, а также спросили, планирую ли я редактировать и дополнять статью. Я раньше об этом не задумывалась, но после некоторых размышлений поняла, что это неплохая идея. С 1980-х годов мы узнали много нового, поступило много новой информации, ряд исследователей опубликовали свои научные труды о ранней истории Викки. Более того, у меня появился шанс исправить некоторые досадные ошибки и предоставить дополнительную информацию.

В заключении я бы хотела выразить свою признательность Рональду Хаттону и Филиппу Хеселтону за их замечательные исследования жизни Джеральда Гарднера, а также истории возникновения и развития британской Викки. Исследования этих потрясающих авторов выносят нас далеко за пределы формата моей небольшой статьи. Работы этих авторов помогли мне дополнить текущую версию 2004 года многими интересными фактами и пищей для размышлений. Особую благодарность хочу также выразить Лиаму Цифрину за редакцию и оптимизацию текста версии 2004 года, в том числе и этой небольшой антологии. Я несу полную ответственность за оставшиеся в тексте ошибки. Ни один из указанных мною эрудитов не должен считаться причастным к этим печальным эпизодам!

Филипп Хеселтон
Филипп Хеселтон

ДжБГ 101 (Джеральд Бруссо Гарднер – введение)

Рональд Хаттон, профессор Бристольского Университета, заметил в своем предисловии к книге Филиппа Хеселтона «Корни Викки» (Wiccan Roots, Capall Bann, 2000), что Викка — это «единственная религия (в отличии от деноминаций), которую когда-либо породила Англия». Несмотря на более чем скромное происхождение, она шагнула далеко за пределы своей родины в континентальную Европу и Северную Америку, в Австралию, Новую Зеландию и Южную Африку. Виккан можно встретить и в Японии, в Малайзии, в Сингапуре, на острове Фиджи и возможно во многих других местах, о которых я не имею ни малейшего представления. Самый бурный рост наблюдается в Северной Америке и Австралии, где количество Виккан теперь выше, чем в Англии, в месте ее рождения, согласно данным переписи населения.

Вне всякого сомнения, в мире до сих пор процветает великое множество прочих видов ведовства, которые имеют такое же отношение к Гарднеру, как Тибетский Буддизм ко всем известной колыбельке в Вифлееме (пожалуйста, не судите это сравнение слишком строго и не высматривайте в моих юмористических попытках скрытого смысла). Однако, Хаттон, как, впрочем, и всегда, попал в точку, проследив историю развития современной смеси возрожденного Язычества и практического Ведовства к узкой группе английских леди и джентльменов, которые, путем ли Божественного вмешательства, а может быть и без оного, оказались для этого в правильном месте в правильное время. Если бы не эти люди, кто знает, существовало бы Ремесло, в том виде, в котором оно практикуется в США, Великобритании, Канаде, Австралии и Новой Зеландии и многих других местах, или нет? Сложно ответить на этот вопрос, к счастью, этот вопрос чисто теоретический. Гарднер, Валиентэ и прочие основатели современной Викки были как раз там, где они оказались нужнее всего, и их наследие продолжает влиять на нашу жизнь на ежедневной основе.

Профессор Рональд Хаттон
Профессор Рональд Хаттон

Для того, чтобы понять, что же такое Ремесло сегодня, необходимо выяснить откуда оно пришло, как оно зародилось. Для этого я планирую рассмотреть три основные темы: первая — заявление Гарднера о традиционной инициации (посвящении) и последующее развитие этой истории; вторая — магические традиции, к которым Гарднер должен был иметь доступ; и третья — литературные источники.

Если мы посмотрим на эти три основные темы, важно иметь в виду, что Гарднеру было 55 лет на момент его посвящения; что он провел много лет в Малайзии и очень интересовался магией, фольклором и мифологией. Когда он опубликовал «Помощь высшей магии» (High Magics Aid), ему было 65, и 75, когда вышла книга «Значение Ведовства» (The Meaning of Witchcraft). Он умер в 1964 году, в возрасте 79 лет.

Гарднер родился в 1884 году и провел большую часть детства и юности за границей. В зрелом возрасте он проживал в основном в Малайзии и провел три года на острове Борнео. С 1900 по 1936 год он посетил Англию всего четыре раза.

Он ушел в отставку и вернулся в Великобританию в 1936 году, где снял квартиру в Лондоне, вместе со своей женой Донной и вступил в нудистский клуб в Финчли, на севере Лондона. Гарднер тяжело переносил английскую зиму, и поэтому предпочитал в это время путешествовать по теплым странам. В 1936-37 и 1937-38 годах он несколько раз посещал Кипр, который вдохновил его на создание романа «Богиня грядёт» (A Goddess Arrives).

Гарднеры проживали в Лондоне, пока тревожные слухи о возможном скором начале войны не заставили их перебраться в сельскую местность подальше от большого города в 1938 году. Скорее всего, следуя рекомендациям друзей из нудистского клуба, Гарднер заинтересовался районом Южной Англии известным под названием Нью-Форест, где он купил дом в Хайклиффе (Highcliff), небольшом городке неподалеку от Пула (Poole) и Лаймингтона (Lymington), в Дорсете.  Вскоре после переезда в новый дом он обнаружил неподалеку в городке Крайстчёрч (Christchurch) Розенкрейцеровский Театр, основанный Розенкрейцеровским Орденом Братства Кротоны. Считается, что именно там он и познакомился с членами своего ковена.

Дом Дороти Клаттербак
Дом Дороти Клаттербак

Я выбрала 1939 в качестве условного отправного пункта, поскольку именно в этом году, как утверждает Джеральд Гарднер, он был посвящен в действующий ковен Древней Религии, который встречался в районе Нью-Фореста в Гемпшире. По его собственным словам:

«Я понял, что наткнулся на что-то интересное; и меня уже почти посвятили, когда слово Вика («Wica») которое они использовали, поразило меня подобно удару молнии, и я понял, где очутился, и что Древняя Религия все еще существует. Итак, я обнаружил себя в Круге и там дал обычную клятву секретности, которая обязала меня не раскрывать определенные вещи». (Эта цитата взята из «Значения Ведовства», которое было опубликовано в 1959 году).

Интересно, что в этой цитате Гарднер пишет по буквам Wicca с только одним «c»; в более ранних «Ведовстве Сегодня» (1954) и «Помощи высшей магии» (1949) слово Wicca даже не упоминается. Его собственный взгляд на значение слова, приведенный в «Значении Ведовства», — следующий:

«Поскольку у них (датских и саксонских захватчиков Англии), не было своих собственных ведьм, у них не было и особого названия для них; тем не менее, они сделали его из «wig», идол, и «laer», изучение, «wiglaer», которое они сократили до «Wicca». Любопытно, что когда ведьмы переняли английский разговорный язык, они приняли свое саксонское название, «Wica».»

В «Азбуке ведовства прошлого и настоящего» (ABC of Witchcraft Past and Present, (Hale, 1973)) Дорин Валиентэ не делает отдельного пояснения для слова Викка, но, обсуждая Ведовство, упоминает саксонское происхождение от слова Wicca или Wicce. Тем не менее, в позднее опубликованном «Возрождении Ведовства» (Rebirth of Witchcraft, (Hale), 1989)) она отвергает эту саксонскую теорию в пользу вывода профессора Рассела, что слово Викка происходит от индоевропейского корня «Weik», который относится к вещам, связанным с магией и религией.

Дорин Валиентэ (слева) и Пэт Кроутэр
Дорин Валиентэ (слева) и Пэт Кроутэр

Дорин Валиентэ (1922 – 1999) всецело поддерживает заявление Гарднера о традиционном посвящении. Она опубликовала результаты своей успешной попытки доказать существование Дороти Клаттербак, предположительно Верховной Жрицы ковена, в который посвятили Гарднера, в приложении к книге «Путь Ведьм» Джанет и Стюарта Фарраров (The Witchs Way, (Hale, 1984)). Это замечательное исследование, но доказательство того, что Старушка Дороти существовала, не доказывает, что она была ведьмой и что именно она посвятила Гарднера. Недавние исследования показывают, что были и другие претенденты на эту роль – женщина по имени «Дафо», которую по-настоящему звали Эдит Вудфорд-Граймс, а также Розамунд Сабин,или «Матушка Сабин», о которой нам рассказал Филипп Хеселтон в книге «Джеральд Гарднер и Котел Вдохновения» (Gerald Gardner and the Cauldron of Inspiration, (Capall Bann, 2003)).

В своей книге «Ритуальная магия в Англии» (Ritual Magic in England, (Neville Spearman, 1970)) оккультист Френсис Кинг предлагает определенное анекдотичное подтверждение в поддержку заявлений Гарднера. Тем не менее, справедливости ради следует отметить, что в той же книге он фактически обвиняет Мойну Мазерс в убийстве, основываясь на неправильном понимании рассказа Дион Форчун! С этим предостережением я перескажу рассказ полностью:

Кинг ссылается на то, что в 1953 году, он познакомился с Луисом Вилкинсоном, который писал под псевдонимом Луис Марлоу и участвовал в составлении журнала «Равноденствие» (Equinox) Алистера Кроули. Позже он стал одним из литературных агентов Кроули. Кинг говорит, что в беседе Вилкинсон сообщал ему, что Кроули заявлял о том, что ему предлагали посвящение в ведьмовской ковен, но что он отказался, поскольку не хотел, чтобы им помыкали женщины. (Этот рассказ хорошо известен, и Кинг мог взять его откуда угодно).

Дафо (Эдит Вудфорд-Граймс)
Дафо (Эдит Вудфорд-Граймс)

Затем Вилкинсон рассказал Кингу, что он сам лично подружился с членами ковена, действующего в Нью-Форесте, и считал, что, несмотря на то, что можно предположить их происхождение от идей Мюррей из «Культа Ведьм в Западной Европе», он чувствовал, что они все-таки древнее этой книги. Кинг делает очевидный вывод; эти ведьмы были теми же самыми, кто инициировал Гарднера. Кинг утверждает, что разговор с Вилкинсоном состоялся в 1953 году, хотя «Ритуальная магия в Англии» не была опубликована – или, возможно, написана — до 1970. Тем не менее, 27 сентября 1952 журнал «Иллюстрэйтед» (Illustrated) опубликовал статью Аллена Эндрюса, в которую входили детали работы «Южного ковена британских ведьм», где семнадцать мужчин и женщин встретились в Нью-Форесте, чтобы отразить вторжение Гитлера.

Вилкинсон сообщил Кингу об этой работе в течение их разговора, поэтому Кинг верит, что она является доказательством существования этого ковена; есть некоторые различия в двух рассказах, так что возможно, что оба источника сообщают об одном и том же случае, но поскольку разговор Вилкинсона с Кингом происходил после публикации статьи в журнале, мы этого никогда не узнаем.

Есть одна вещь, в которой мы все же можем быть уверены: независимо от истоков, современная Викка происходит от Гарднера. Конечно, могут быть другие традиционные, потомственные ведьмы, но даже если им можно верить, вряд ли они были бы способны «выйти на свет», если бы не Гарднер.

Рой Бауэрс (Роберт Кокрэн)
Рой Бауэрс (Роберт Кокрэн)

Существует много претензий на «наследственное» происхождение, и на данный момент, ни одна из подобных претензий не была подтверждена фактами. Одним из самых известных претендентов был Рой Бауэрс, работавший под псевдонимом Роберт Кокрэн. Дорин Валиентэ описывает свое общение с ним в «Возрождении ведовства» (Rebirth of Witchcraft), и традиция Робак (The Roebuck), которая все еще действует сегодня в США, происходит непосредственно от Кокрэна через Джо Вилсона. В книге «Ведовство: возрожденная традиция» Эвана Джона Джонса и Дорин Валиентэ (Witchcraft: A Tradition Renewed, (Hale, 1990)) описывается традиция, происходящая от Роберта Кокрэна. Алекс Сандерс, конечно же, был еще одним претендентом на наследственное происхождение, и, подобно Кокрэну, заслуживает своего места в этой истории, и мы дойдем до обоих позже.

Для многих людей заявления Гарднера звучали подозрительно, и они обвиняли его в том, что он все выдумал. Они предполагали, что Викка это просто фантазия старика, окрашенная романтическим воображением. Одна особенно яростная атака на Гарднера исходила от Чарльза Карделла (Charles Cardell), писавшего под псевдонимом Rex Nemorensis.

У одного из посвященных Гарднером, который все еще практикует Викку в настоящее время (на момент написания оригинала статьи в 1991 году), есть интересная история о Карделле, которого он знал лично:

Чарльз Карделл
Чарльз Карделл

«Карделл объявил себя ведьмой, но из другой традиции, чем Гарднер. Карделл был психопатической крысой, желавшей зла всем и каждому. Ему удалось внедрить женщину, по имени Олив Грин (Florannis), в ковен Гарднера, и он приказал ей скопировать Книгу Теней, чтобы Карделл смог опубликовать ее и уничтожить Гарднера. Он также обратился к лондонской газете и рассказал им, когда и где проводятся собрания ковена, и, конечно, статья стала сенсационной. Карделл привел людей в ковене к убеждению в том, что это сама Дорин Валиентэ сообщила о них. Дорин только что покинула Гарднера в расстроенных чувствах из-за расхождения во мнениях и другой член ковена, Нед Гроув, ушел с ней. Как бы то ни было, в тот же день, когда газета напечатала разоблачение, Карделл послал Гарднеру телеграмму, гласившую: «Вспомни Амифь (Ameth) этим вечером». (Амифь было магическим именем Дорин, и поскольку оно уже опубликовано, я не вижу причин, чтобы не использовать его здесь).

Мой осведомитель также сказал, что Олив Грин была связана с Майклом Хаутоном (Michael Houghton), владельцем книжного магазина Атлантис на Музейной улице, который был издателем «Помощи высшей магии». Через это общение она также столкнулась с Кеннетом Грантом из OTO, хотя их общение не было дружеским.

Сесил Вильямсон, первый владелец музея колдовства на Острове Мэн (Isle of Man), и теперешний владелец Музея Колдовства в Боскасле (Boscastle), также опубликовал несколько статей, где он довольно категорично заявляет, что Гарднер безусловно был мошенником; но он выдвигает в качестве предположения только личные пересуды и сплетни в поддержку этих утверждений.

Сесил Вильямсон
Сесил Вильямсон

Хотя Гарднер заявлял, что его посвящение состоялось в 1939, на самом деле мы не встречаем упоминаний о нем до 1949, когда «Помощь высшей магии» была опубликована Майклом Хаутоном. Эта книга явно во многом обязана «Ключу Царя Соломона», но, подобно собственным религиозным убеждениям Гарднера, более естественные формы магии сочетаются в ней с формами высшей церемониальной магии. Во введении в книгу Гарднер сообщает, что «магические ритуалы являются подлинными, частично из Ключей Соломона (перевод МакГрегора Мазерса) и частично из моих личных магических манускриптов». У Гарднера действительно была большая коллекция манускриптов, которая была передана с остальным его имуществом Рипли в Торонто после его смерти.

Скир (Scire, знающий (латынь)) было именем, которое Гарднер взял при вступлении в Кроулианскую ветвь ОТО (Ordo Templi Orientis, Орден Восточного Храма). В моей копии «Помощи Высшей Магии» (первое издание) на внутренней обложке имя автора обозначено как «Scire», а на форзаце книги значится «Scrire». Хотя обычно считается, что его членство было чисто формальным, он, несомненно, общался с такими людьми, как Кеннет Грант и Мадлен Монтальбан (основательница Ордена Утренней Звезды (Order of the Morning Star)). Гарднер получил свою степень в OTO и Хартию от самого Алистера Кроули, которому он был представлен в 1946 году Арнольдом Кроутером. Поскольку Кроули умер в 1947 году, их общение было недолгим, но Кроутер подтверждает, что обоим мужчинам понравилось их общение.

Итак, после этого краткого предисловия мы можем бегло ознакомиться с первой из упомянутых тем.

Гарднер и Золотая Заря

В 1888 году, с рождением Герметического Ордена Золотой Зари (далее, ЗЗ), начался ренессанс интереса к оккультным наукам, который продолжается до сих пор. Невозможно преувеличить значение Золотой Зари для современных оккультистов; не только его ритуалов, но также и его личностей; и конечно, через предоставление в общий доступ обширной части таинственных знаний, которые в противном случае оставались бы неизвестными, скрытыми от глаз непосвященных. Я рассмотрю влияние таинственных знаний и других литературных источников позже, и буду здесь концентрироваться на ритуалах и личностях, повлиявших на Викку.

Доктор Винн-Уэсткотт
Доктор Винн-Уэсткотт

Мы не можем рассматривать ЗЗ изолированно от его собственных истоков. Орден является потомком мириад тайных эзотерических традиций, включая розенкрейцеров, теософию и масонство. Последнее повлияло как напрямую через ложи, так и через Английское общество Розенкрейцеров (SRIA) — научное и церемониальное общество, открытое только для мастеров-масонов.

Независимо от того, существовала ли германская ложа или фройлен Шпренгель на самом деле, это все еще материал для обсуждения; но фактически или духовно они — источники «Зашифрованных манускриптов», которые были использованы основателями ложи Исиды-Урании в 1888 году.

Исида-Урания была основана доктором Винн-Уэсткотом, доктором Вудменом и Самуэлем Лидделом МакГрегор Мазерсом. Все они были мастерами масонами, а Винн-Уэсткот и Мазерс были также членами Теософского общества. Важнее всего, тот факт, что эти три человека были правящим триумвиратом, который управлял делами SRIA. Это важно, потому что в SRIA состоял Харгрейв Дженнингс, а Дженнингс, как предполагается, также состоял в языческой группе в конце 19-го столетия, источником вдохновения которой был апулеевский «Золотой осел».

Но если вернутся на минуту к ЗЗ – вопрос в том, действительно ли существовали «Зашифрованные манускрипты», или Винн-Уэсткот сфабриковал их — теперь к делу не относится; Мазерсу было поручено переписать ритуалы в выполнимую форму, и таким образом родилась Золотая Заря. Участниками ложи Исиды-Урании в разное время также были Алан Беннет, Мойна Мазерс, Алистер Кроули, Флоренс Фарр, Мод Гонн, Энни Хорнимен, Артур Мейчен, «Фиона Маклауд», Артур Уэйт и У.-Б. Йейтс. Также с ней были связаны Леди Грегори и Г.У. Расселл, или AE, чья «Свеча провидения» (The Candle of Vision) была включена в библиографию «Значения Ведовства». Литературное и кельтское влияние на ЗЗ были огромны.

Сэмюэль Лиддел МакГрегор Мэзерс
Сэмюэль Лиддел МакГрегор Мазерс

Из ложи Исиды-Урании появились все прочие, включая так называемые отколовшиеся ордена, произошедшие от Кроули. Это та линия, которую некоторые толкователи прослеживают до современной Викки, так что она первая, на которой мы сконцентрируемся.

Алистер Кроули был инициирован в ложу Исиды-Урании 18 ноября 1898 года. Кроули позже поссорился с МакГрегором Мазерсом, и в 1903 году начал создавать свой собственный Орден, Argenteum Astrum или Серебряная Звезда. В 1912 году Кроули был инициирован в OTO, и в 1921 году наследовал Теодору Рёйссу как руководитель этого ордена.

По словам Арнольда Кроутера, в 1946 году, за год до смерти, Кроули дал Гарднеру Хартию OTO. Итхил Кехун (Ithell Colquhoun) сообщает только, что это произошло в 1940-х, и далее указывает, что Гарднер вводил материалы из OTO, и, менее непосредственно, из ЗЗ, в «… практику его ковенов».

Также и Дорин Валиентэ признает: «На самом деле влияние Кроули явно просматривалось во всех викканских ритуалах». Это, как Гарднер объяснял ей, произошло, потому что ритуалы, которые он получил от своего ковена, были очень обрывочными, и для того, чтобы сделать их выполнимыми, он дополнил их другими материалами. Дам пример некоторых строк Кроули, которые легко узнают современные Виккане:

Алистер Кроули
Алистер Кроули

«Я даю невообразимые радости на земле: уверенность, а не веру, как в жизни, так и после смерти, невыразимый мир, покой, экстаз; и я не требую ничего в жертву». (Книга Закона, (1904), I глава, стих 58).

«Я Жизнь, и тот, кто дает Жизнь; так, следовательно, знание меня есть знание смерти». (там же, II глава, стих 6).

И конечно, гностическая месса Алистера Кроули имела огромное влияние.

Не только поэзия, но также и магия, практикуемая в Викке, часто производна от источников ЗЗ. Например:

— метод создания круга, то есть, визуализация круга, и пентаграммы в четвертях основаны на стандартном ритуале пентаграммы ЗЗ;

— как понятие, так и слово «Сторожевые башни» – конечно, из системы энокианской магии, были принесены в Викку через ЗЗ (хотя я хотела бы уточнить, что их использование в рамках Викки не имеет никакого отношения к энокианству, единственное сходство — в названии);

— Элементы и цвета, обычно приписанные четвертям, из ЗЗ;

— орудия и их свойства — это комбинация ЗЗ, Кроули и Ключей Соломона.

В «Ведовстве сегодня» Гарднер говорит: «…люди, у которых, несомненно, были знания и способности изобрести викканские обряды, были людьми, которые сформировали Орден Золотой Зари около семидесяти лет тому назад…».

Не только ЗЗ оказывал влияние на Гарднера; масонство также оказало огромное влияние на Викку. Масонами были не только три основателя Храма Исиды-Урании, также ими были Кроули и Уэйт; а Гарднер и, по крайней мере, одна участница первого ковена Эдит Вудфорд-Граймс, оба были ко-масонами.

Дж. С. М. Уорд
Дж. С. М. Уорд

Гарднер был также другом Дж.С.М. Уорда (JSM Ward), который опубликовал множество книг о масонстве. Дорин описывает Уорда как «ведущего масона», но Френсис Кинг сообщает только, что Уорд был «фальшивым епископом… который написал несколько вполне хороших, но натянутых книг о масонстве, и который основал специфическое религиозно-оккультное общество, называвшееся Аббатство короля Христа…» Независимо от того, были книги натянутыми или нет, мы можем допустить, что определенные похожие детали между Виккой и масонством существуют в какой-то мере благодаря влиянию Уорда. Вот некоторые из них:

— Три степени посвящения
— «Ремесло»
— «Да будет так»
— Испытание
— «Должная подготовка»
— Клятва 1 степени посвящения (частично)
— Представление рабочих инструментов на 1 степени посвящения и так далее.

Мне кажется достаточно ясным, что даже если Гарднер получил традиционный набор ритуалов из своего ковена, они, по-видимому, были исключительно скудны, так как многие из понятий, по которым мы знаем современную Викку, несомненно, производны от церемониальной магии и масонства. На самом деле, Гарднер всегда заявлял, что они были скудны.

Можно аргументировать сходство тем, что все произошло от общего источника. Что внешний вид фразы, или способа работы в одной традиции не означает автоматически, что, встретив этот вид в другой традиции, можно считать, что одно было взято от другого. Тем не менее, Гарднер признает свои источники во многих случаях, и Дорин подтверждает их в других, так что я думаю, что спокойно можно предполагать, что ритуалы и философия, использованные в Викке, исходят из традиций масонства и церемониальной магии, а не из единого общего источника. Тем не менее, как отмечает Хадсон Фру (Hudson Frew) в своем комментарии к книге Эйдена Келли «Мастеря Искусство Магии (Crafting the Art of Magic, (Llewellyn, 1991)) феномен техник и практик церемониальной магии, влияющих на народную магию и традиции, широко признан антропологами, и, несомненно, не указывает на плагиат. И конечно, в Викке есть много традиционных аспектов ведовства.

Лист, Цветок и Плод

Мы рассмотрели развитие магических орденов, начало которым породило британское оккультное возрождение 19 и 20 столетий, и показали, как это связано с Виккой и с заявлениями Гарднера о традиционной инициации. Теперь стоит обратиться к теме запутанной родословной современного Ведовства.

Элеонора Боун
Элеонора Боун

Рассматривая возможные корни Гарднерианского древа, мы встречаем два возможных источника «наследственности» в Гарднерианской Викке: первый — это ковен в Нью-Форесте, а второй — Камбрийская (Cumbrian) группа, в которую, как утверждает Элеонора Боун (1911-2001) (Eleanor Bone), она была посвящена до встречи с Гарднером. Элеонора Боун была одной из верховных жриц Гарднера, и ее «линия посвящения» очень важна для современной Викки; интервью с ней стали частью серии статей журнала «Человек, миф и магия» (Man, Myth, and Magic). В свои лучшие годы она руководила сразу двумя ковенами: одним в Камбрии (Cumbria) и другим в Южном Лондоне.

Сибилл Лик (1923-1983) в своих поздних книгах писала про ковен Хорса в Нью-Форесте, также иногда ссылаются на группу в Сэнт-Албанс, которая предшествовала Гарднеру, но насколько я знаю, это ошибочно. Это была собственная группа Гарднера, которая, насколько это подтверждается исследованиями, не предшествовала ему.
Раз мы говорим про до-гарднерианское Ведовство, я кратко упомяну Джорджа Пикингилла, однако я думаю, что чрезвычайно сомнительно, чтобы у него была какая-либо связь с Гарднером или любым другим современным Викканином.

Пикингилл умер в 1909 году, когда Гарднер все еще находился в Малайзии. В основном Эрик Мейпл ответственен за начало мифа о Пикингилле, который подхватил Билл Лиддел (Лу), писавший о Пикингилле в журналах «Виккан» (The Wiccan) и «Котел» (The Cauldron) в течение 1970-х. «Котел» продолжил публикацию материалов Лиддела и после 1970-х годов. Я познакомилась с Биллом и его женой в Брисбэйне в 2001 году. Они оказались очаровательной парой, очень гостеприимной. Мы немного пообщались про Джорджа Пикингилла, поэтому Билл знает, что я настроена очень скептично по отношению к вопросу связи Пикингилла с Гарднером и современной Виккой в принципе.

Возможно, Джордж Пикингилл
Возможно, Джордж Пикингилл

В книге «Темный мир ведьм» (The Dark World of Witches), опубликованной в 1962 году, Мейпл сообщает о нескольких деревенских ведьмах и колдунах, одним из которых был Джордж Пикингилл. В книге есть фотография старого человека с палкой, держащего шляпу, которую Мейпл считает фотографией Пикингилла. Эта фотография впоследствии была использована много раз в книгах о Ведовстве и Викке.

31 номер журнала «Интуиция» (Insight), вышедшего в июле 1984 года, содержит очень интересное письмо от Джона Поупа: «Фотография, якобы свидетельствующая о существовании Старика Джорджа Пикингилла, является на самом деле снимком Альфа Кейвилла, рабочего железнодорожной станции в Эллстри, снятого в начале 1960-х годов. В настоящее время Альф мертв, но он не был никаким ведьмаком, и смеялся над фотографией, когда видел ее». Однако, один очень уважаемый старейшина Ремесла сообщил мне, что он верит в то, что фото, которое находится у него в архиве, является фотографией Пикингилла, и у меня нет поводов подвергать это утверждение сомнению.

Про Пикингилла было сказано очень многое; некоторые из этих заявлений, очевидно, из страны заоблачных бредней, другие могут быть приняты на веру с помощью определенного полета фантазии. Сама идея того, что Пикингилл, неграмотный сельскохозяйственный работник, управлял и присматривал за девятью ковенами по всей Великобритании, сомнительна. Я жила в графстве Кембридж в 1980-х годах, и для местных  жителей поездка в Лондон (час или два пути) была сродни настоящему приключению. А поездка в Кингс Линн в двадцати километрах отсюда считалась долгим путешествием. Чтобы принять утверждение о том, что у него в учениках стояли Алан Беннет и Алистер Кроули, нужно быть еще более легковерным.

Возвращаясь к более достоверной части родословного древа, мы увидим знакомые имена Дорин Валиентэ, Джека Брейслина, Моник Вилсон, Патриции и Арнольда Кроутеров и Луис Борн (Хеммингс).

Джэк Брейслин
Джэк Брейслин

Джек Брейслин – известен в качестве автора биографии Гарднера, «Джеральд Гарднер, ведьмак» (Gerald Gardner: Witch) (опубликованной в 1960, переизданной в 2000 году издательством IHO Books). Есть мнение, что эта книга в действительности была написана Идрис Шахом, и что ее просто опубликовали под именем Брейслина. Однако, подтвердить это предположение можно лишь в том случае, если будет найден оригинал манускрипта.

Я меня есть копия Книги Теней Брейслина, которая, как предполагается, датируется с 1949 года, хотя в «Возрождении Ведовства» Дорин сообщает, что Брейслин был «относительным новичком» в середине 1950-х годов. Мне также сообщили из двух различных источников, что Брейслин помогал Гарднеру писать «Законы» Ведовства. В «Возрождении Ведовства» Дорин указывает, что она не видела Законов до середины 1950-х годов, когда она и ее партнер Нед Гроув обвинили Гарднера в их изготовлении специально для того, чтобы восстановить контроль над ковеном. Поскольку Брейслин оставался на стороне Гарднера в период распада группы, кажется разумным предположить, что он фактически помогал в их составлении. Алекс Сандерс увеличил количество «Законов» значительно позже — они появляются в книге Джуна Джонса «Король Ведьм» (The King of the Witches, (Davies, 1969)).

Хотя Дорин заявляет, что причиной распада ковена было то, что Гарднер и Брейслин постоянно выставляли ведьм на обозрение общественности и искали внимания журналистов, существовала и другая причина, а именно, введение новой дамы в ковен в качестве замены Дорин в роли Верховной Жрицы. В этом также заключается основной смысл Закона Джеральда, который указывает, что верховная жрица «…вежливо уйдет с поста в пользу более молодой женщины, если ковен так решит на совете». Разумеется, на Дорин это не произвело впечатления, и она и Нед покинули ковен при очень сложных обстоятельствах. Прошло некоторое время, прежде чем Дорин снова стала общаться с Гарднером, и они никогда не восстановили полностью ту степень дружбы, которая существовала прежде.

Моник и Кемпбелл Вилсоны
Моник и Кемпбелл Вилсоны

Моник и Кемпбелл (Скотти) Вилсоны — позорно известны как наследники Гарднера, которые распродали его магические инструменты и имущество после его смерти агентству Рипли в США. Моник была последней из его жриц, и многие виккане все еще не простили ее за продажу всего имущественного наследия Гарднера. Пэт Кроутер была достаточно язвительна, отзываясь о ней недавно в интервью. Хотя Дорин сообщает о продаже магического имущества Гарднера Рипли в «Возрождении Ведовства», она никогда не называет Вилсонов по имени. В сущности, Ремесло закрыло для них двери, и они стали изгоями. (К счастью, Ричард и Тамарра Джеймс (из Викканской Церкви Канады (Wiccan Church of Canada)) смогли выкупить большую часть коллекции Гарднера у Рипли в 1987 году, и она теперь вернулась к членам Ремесла и доступна посвященным для обзора и консультаций).

В конечном счете, Вилсоны продали Музей в Кэслтауне, и переехали в Torremolinos (Испания), где купили кафе. Моник умерла через девять лет после продажи Музея. В конце 1990-х годов я разговаривала с человеком, который знает, где живет Кемпбелл и может подтвердить, что он переехал в США после смерти Моник и до сих пор поддерживает там отношения с действующим ковеном.

Тем не менее, Моник оказала вполне определенное влияние на развитие Викки, да еще и такое, какое даже она сама не смогла бы представить, когда в 1964 или 1965 году она посвятила Рэймонда Бакленда, который со своей женой Роузмэри (с которой позже развелся) оказал значительное влияние на развитии Викки в США.

Ричард и Тамарра Джеймс
Ричард и Тамарра Джеймс

Еще одной известной и неоднозначной фигурой в истории Ремесла является Роберт Кокрэн. До сих пор не представляется возможным достоверно доказать, как именно он пришел в Ремесло, однако мне поведали, что его посвятил некто  CS (CS и ее партнеру D, вероятно, было бы суждено остаться полностью анонимными, если бы не связь с Кокрэном, их вряд ли бы вспомнили люди за пределами собственного ковена).  Кокрэн встретил Дорин Валиентэ через общих знакомых в 1964 году и заявил, что является наследственным ведьмаком, из другой традиции, чем Гарднер. Валиентэ подтверждает, что он презрительно относился к ведьмам, которых называл «гарднерианскими». На самом деле Дорин считает, что именно он придумал термин «гарднериане». Дорин сообщает, что Кокрэн ее полностью очаровал, и она некоторое время работала с ним и «Кланом Тубал-Кейна (Clan of Tubal-Cain)», как он называл свою традицию, которая также известна как «Королевский Виндзорский Ковен» («The Royal Windsor Cuveen»), или 1734.

У цифр «1734» интересная история. Кокрэн пишет в письме к Джо Вилсону, от «12-й ночи 1966 года»,

«…последовательность 1734 – это не дата и не случайное число, а набор цифр, которые кое-что означают для ведьмы. Единица, которая становится семью состояниями мудрости — Богиня Котла. Тройка, которая есть Королевы Элементов – огонь, принадлежащий только Человеку и Богу-Кузнецу. Четверка – это есть Королевы Богов Ветра. Еврейские ортодоксы верят, что тот, кто знает Священное и Невыразимое имя Бога, имеет абсолютную власть над миром формы. Вкратце, имя Бога, произнесенное как тетраграмматон… разбивается в иврите на буквы YHVH, или Адам Кадмон (Небесный Человек). Адам Кадмон — комбинация всех архангелов — другими словами, поэтическая формулировка имен элементов. И евреи и ведьмы верят в то, что человек, который знает секрет Элементов, управляет физическим миром. 1734 — именно так ведьмы произносят YHVH» (Кокрэн, 1966).

Рэймонд и Роузмэри Бакленд
Рэймонд и Роузмэри Бакленд

Жустин Гласс в книге «Ведовство – Шестое Чувство и Мы» (Witchcraft, the Sixth Senseand Us, (Neville Spearman, 1965)) и Дорин Валиентэ в «Возрождении Ведовства» упоминают медный поднос, на котором были цифры «1724». Фотография этого подноса была использована в качестве иллюстрации к книге Гласс. Кокрэн сообщил Гласс, что его семья владела этим подносом в течение «нескольких сотен лет», однако, когда Валиентэ не согласилась с этой версией происхождения подноса, Кокрэн быстро признался, что это не так, и обвинил издателей книги в том, что они перепутали подписи к двум разным фотографиям. На самом деле Дорин Валиентэ сама купила этот поднос в антикварной лавке в Брайтоне, когда Кокрэн попросил ее найти что-нибудь подходящее в качестве подноса для ритуального хлеба и вина. Я не встречала нигде пояснений, почему в письме 1966 года указано «1734», а в книге «1724».

Хотя Дорин сообщает, что группа Кокрэна была небольшой, она все равно оказала огромное влияние. Кроме самого Кокрэна и его жены (которую Дорин называла «Джин»), и самой Дорин, в группе были и другие хорошо известные сегодня личности, как, например, человек по имени Рональд Уайт, который очень хотел поспособствовать наступлению нового века в Англии с возвращением короля Артура.

В «Возрождении Ведовства» Дорин разбирает обстоятельства, окружающие смерть Кокрэна: голые факты гласят, что он умер в летнее солнцестояние в 1966 году от передозировки рецептурного снотворного и наркотических трав. Традиция Ремесла говорит о том, что на самом деле он стал мужской ритуальной жертвой по собственному выбору, которая иногда символически проводится в середине лета.

Джо Вилсон
Джо Вилсон

Королевский Виндзорский Ковен был распущен после смерти Кокрэна только для того, чтобы возродиться из пепла на Сауин в том же году под новым именем – Регентство (Regency). Все его первоначальные члены были из Королевского Виндзорского Ковена, и руководил ими Рональд Уайт. Встречи проводились на севере Лондона в местечке под названием Квинсвуд (Queen’s Wood). Кроме самого Уайта и Валиентэ  в группе также состоял «Джон Маф» (John Math), (основатель «Ассоциации Исследования Ведовства» (Witchcraft Research Association) в 1964 году и главный редактор журнала «Пентаграмма»), а также основатель Языческого Движения (Pagan Movement) Тони Келли.

На пике активности там собиралось по 40 человек и более, посещающих обряды, которые имели склонность скорее к драматическому, языческому типу, чем к церемониям, связанным с высшей ритуальной магией. Регентство просуществовало довольно стабильно свыше двенадцати лет, вплоть до самороспуска в 1978 году. Регентство имело большое значение для развития Викки, хотя его существование хранилось в достаточно строгой секретности, и даже сегодня сравнительно немногие люди слышали о нем когда-либо.

Вернемся к линии Элеоноры Боун, в которую были посвящены многие влиятельные ведьмы, чьи линии посвящения восходят к ней, а также к ее ученикам, Мэдж и Артуру. (Необходимо помнить, что в дополнении к посвящению Гарднером Боун также претендует на собственный наследственный статус). Среди посвященных Мэдж и Артура выделяются Джон и Джин Скор. Джон Скор был деловым  партнером Майкла Хаутона и основателем Языческой Федерации (Pagan Federation), организации до сих пор ведущей активную деятельность.

Джон Скор
Джон Скор

Хаутон умер при очень загадочных обстоятельствах, которые кратко упоминаются в «Мече мудрости» (The Sword of Wisdom, (Neville Spearman, 1975)) Итхила Кехуна. Мой источник в Ремесле сообщил мне, что на самом деле это был ритуал, который пошел совершенно не так, как планировалось, и Хаутон неудачно попал под поток довольно сильной энергии. Есть интересная история о Хаутоне в «Возрождении Ведовства», которая взята из «Ночной стороны Эдема» (Nightside of Eden, (Frederick Muller, 1973) недавно переиздана в Mandrake Press) Кеннета Гранта, которая в некотором роде совпадает с аналогичным рассказом, о котором мне сообщили несколько лет тому назад.

Судя по всему, однажды вечером в 1949 году Кеннет Грант и его жена, Гарднер, Долорес Норт (Мадлен Монтальбан), и неназванная ведьма, которой была, вероятно, Олив Грин, собрались, чтобы вместе провести ритуал, предположительно, вызывающий внеземное существо. Материальной основой для обряда был рисунок AO Spare. Вскоре после начала обряда живший по соседству букинист (наверняка Майкл Хаутон) внезапно появился и прервал процесс. Услышав, что Кеннет Грант был в круге, он отказался войти и побрел прочь. Обряд был прерван, и рассказ гласит, что все просто пошли домой.

Мадлен Монтальбан
Мадлен Монтальбан

Кеннет Грант заявляет, что в результате прерывания их работы брак Хаутона распался и Хаутон умер при загадочных обстоятельствах. Фактически, развод Хаутона был скандальным судебным процессом, когда его жена возбудила против него судебное дело из-за жестокости, которая выражалась в насмешке над ней, поскольку он хвастался, что сам Стрелец, а она всего лишь потрепанный старый Козерог!

Кеннет Грант
Кеннет Грант

Прерванный ритуал, скорее всего, действительно имел место быть. У Мадлен была квартира рядом с Атлантисом (магазин Хаутона), и она, несомненно, должна была знать как Гранта, так и Хаутона. Я точно знаю, что Мадлен познакомили с Гарднером, хотя ее мнение, как о нем, так и о Викке было довольно низким. Один из давних учеников Мадлен сообщил мне, что она считала Гарднера скорее мошенником и растяпой. У нее так же было низкое мнение о Викканах в целом, и она не позволяла своим ученикам участвовать в Викканских обрядах. Причина такого отношения, возможно, кроется в истории, которую Дорин не рассказывает: история гласит, что Мадлен согласилась участвовать в обряде с Джеральдом, который, как оказалось, состоял из связывания Мадлен и щекотания перьевой щеткой для пыли! Великой леди было не смешно.

Кроме того, есть еще одна влиятельная пара на родословном древе Гарднериан – Пэт и Арнольд Кроутеры, так как именно от их линии происходит скандально знаменитый Алекс Сандерс! Уже больше не секрет, что утверждение Алекса, о том, что он был посвящен своей бабушкой в семь лет, оказалось выдумкой, фактически Пэт Кроутер отказалась посвящать его в 1961 году.

Арнольд (слева) и Патриция Кроутэры, справа Джеральд Гарднер
Арнольд (слева) и Патриция Кроутэры, справа Джеральд Гарднер

Немало витает слухов о том, как именно Алекс получил доступ к Книге Теней, я считаю, что Рональд Хаттон смог развеять многочисленные домыслы, обнаружив существование двух писем, написанных в 1963 году с временным разрывом в девять дней. Письма были адресованы Джеральду Гарднеру. Первое письмо от Алекса, второе – от женщины по имени Пэт Копански, жрицы из ковена Пэт и Арнольда Кроутеров. Оба письма подтверждают, что Алекса посвятила в первую степень посвящения жрица по имени Медея в марте 1963 года, и что Пэт Копански посвятили во вторую степень посвящения на следующий день. Таким образом, Алекс и Пэт смогли основать вместе новый ковен.

Пэт Кроутер до сих пор не признает легитимность этих посвящений, поскольку она настаивает, что в письмах не упоминается, присутствовал ли при посвящениях Верховный Жрец. В моем личном опыте совершенно обычной практикой является упоминание лишь Верховной Жрицы при разговоре о посвящениях. (Я не помню, чтобы кто-то говорил о Верховном Жреце ковена Элеоноры Боун, и, тем не менее, насколько я знаю, никто и никогда не сомневался в легитимности посвящений в ее ковен). Поэтому, я бы не стала использовать этот аргумент против Алекса.

Алекс Сэндерс
Алекс Сандерс

В «Возрождении Ведовства» Дорин тоже сообщает, что Алекса посвятил кто-то из бывших членов ковена Пэт Кроутер, и добавляет, что позже он навестил Гарднера, и ему было позволено скопировать его Книгу Теней. Обычно считается, что основные различия между Александрийскими и Гарднерианскими Книгами Теней заключаются в том, что Алекс что-то неправильно услышал или неправильно скопировал!

 

Алексу нужна была верховная жрица, и как мы знаем, на эту роль он выбрал Максин Моррис. Максин — поразительная жрица, ставшая великолепным зрительным фокусом для Александрийской линии Сэндерса и всего Викканского движения, которое росло очень быстро и уверенно. В конце 1960-х годов Алекс и Максин были плодовитыми инициаторами, и многие из посвященных ими учеников стали хорошо известными. Наиболее известные из посвященных Алекса и Максин — это, несомненно, Джанет и Стюарт Фаррары, которые ушли от них в 1971 году, чтобы сформировать свой собственный ковен сначала в Англии, затем, позже, в Ирландии. Судя по всему, через свои книги они оказали наибольшее влияние на направление, в котором развивается современное Ремесло по сей день. Несомненно, что в Австралии их книга «Чем занимаются ведьмы» (What Witches Do), вышедшая в 1971 году была ключевым событием. Стюарт скончался в 2000 году, но Джанет, вместе с Гэвином Боуном, продолжает выпускать качественную литературу, тем самым способствуя установлению собственной «прогрессивной» формы Викки в качестве общепринятого стандарта.

Максин Сэндерс (Моррис)
Максин Сандерс (Моррис)

Еще одной значимой фигурой в Александрийской традиции является Селди Бейт (Seldiy Bate), которая первоначально обучалась магии у Мадлен Монтальбан, затем получила Александрийское посвящение от Максин и Алекса. Ее муж, Найджел, также был посвящен Максин, и они были «публичными» ведьмами в течение нескольких лет, часто появляясь на ТВ, радио и в прессе. Их ритуально-магические истоки выражены в типе ковена, который они основали; это комбинация Викки и церемониальной магии.

В 1971 году Алекс и Максин разошлись. Несколько лет подряд Максин исповедовала либеральный католицизм со своим партнером Дэвидом Годдардом — либеральным католическим священником. Затем в 1984 году Максин снова собрала группу и начала практиковать комбинацию Викки, Каббалы и либерального католицизма. Она разошлась с Дэвидом в 1987 году, и с тех пор ее ковен был исключительно Викканским. В 1989 году она вступила в брак с одним из своих учеников, Винсентом, они вместе переехали в северный Уэльс.

История Алекса после разрыва была несколько более грязной, он вступил в брак с одной девушкой, Джилл, заполнившей бульварную прессу рассказами о его гомосексуализме и выманивании у нее всех ее денег, чтобы потратиться на своих дружков. Однако, Алекс вытерпел подобные унижения. Когда он умер в 1987 году, огромное количество ведьм пришли на его похороны, чтобы выразить тем самым уважение к нему.

Джанет и Стюарт Фаррар
Джанет и Стюарт Фаррар

Тени Книг
Теперь я хотела бы поподробнее остановиться на последней из заявленных тем, — это те самые литературные традиции и источники, к которым Гарднер должен был иметь доступ. В известной мере они соприкасаются с магическими традициями, описанными раньше, поскольку нигде и никогда не предполагалось, что Гарднер фактически когда-либо работал в магической ложе, так что мы должны допустить, что его знание исходило из письменного описания обрядов, а не из фактической их практики.

Из чтения книг Гарднера совершенно очевидно, что Маргарет Мюррей оказала на него огромное влияние. Ее книга, «Бог ведьм» (The God of the Witches) была опубликована в 1931 году, а десятью годами ранее появился «Культ ведьм в Западной Европе» (The Witch Cult in Western Europe). «Бог ведьм» оказал значительное влияние на многих людей, и, несомненно, вдохновил Гарднера. «Ведовство Сегодня», опубликованное Гарднером в 1954 году, даже содержало предисловие от Маргарет Мюррей. Надо понимать, что в те времена работа Мюррей все еще воспринималась серьезно, и она широко участвовала в предоставлении данных по ведовству Британской Энциклопедии на протяжении ряда лет. Теперь, конечно, ее работа в основном дискредитирована, хотя она остается источником если не исторической точности, то вдохновения.

В дни Гарднера идея продолжающегося поклонения старым языческим богам произвела ошеломляющий эффект, и во второй статье из моей серии статей о Мюррей (опубликованной в «Котле»), я сделала замечание, что Мюррей, скорее всего, фальсифицировала научные доказательства для того, чтобы добиться опубликования своей работы в те времена. Не забывайте, что Дион Форчун была вынуждена опубликовать свою работу частным образом, как и сам Гарднер с «Помощью высшей магии». Отличная книга Карло Гинзбурга, «Экстазы» (Ecstasies, (Pantheon, 1991)), также поддерживает основную исходную предпосылку Мюррей; хотя, конечно, он сожалеет о ее историческом обмане.

Гарднер с Луис Борн (Хеммингс)
Гарднер с Луис Борн (Хеммингс)

Были, конечно, и другие источники, кроме Мюррей. В 1899 году была опубликована книга «Арадия: Евангелие ведьм» (Aradia: Gospel of the Witches) Чарльза Годфри Лиланда. Большинство трудов Кроули было доступно в течение до- и послевоенных лет, также были тексты, записанные и переведенные МакГрегором Мазерсом и Уэйтом. Также легко доступными были такие работы, как, например, «Маг» Фрэнсиса Бэррета (The Magus), и конечно, классические тексты, из которых Гарднер получал значительное вдохновение.

Первостепенное значение имела «Белая Богиня» (The White Goddess) Роберта Грейвса, которая все еще является стандартным справочником на книжной полке любого британского Викканина. Она была опубликована в 1952 году; через три года после появления «Помощи высшей магии», и за два года до первой нехудожественной книги Гарднера о колдовстве. Я также хотела бы сейчас упомянуть, что Грейвса незаслуженно раскритиковали за эту книгу. «Белая Богиня» была написана как поэтический труд, а не как исторический, и, критиковать ее за историческую неточность — значило лишь, что читатели не поняли этого. К несчастью, я согласна, что некоторые авторы ссылались на нее как на «источник» и таким образом постепенно повели своих читателей не туда, куда следовало бы. Это не вина Грейвса, и я не могу поверить, что это было его намерением.

Другой книгой, оказавшей глубокое влияние на многих Виккан и, несомненно, хорошо известной Гарднеру, была «Золотая ветвь» (The Golden Bough) сэра Дж.Джи. Фрейзера. Хотя в целом книга была написана на основании исключительно вторичных источников, она предлагает широкий обзор многих языческих обрядов Древнего Мира, и, несомненно, особое внимание к Приносимому в Жертву Богу могло прийти отсюда, а могло и из работ Мюррей. Некоторый ритуальные методы Гарднериан, несомненно, ведут свое происхождение от «Золотой Ветви» или из источников, указанных  в библиографии этой книги.

Сибилл Лик
Сибилл Лик

В «Ведовстве Сегодня» Гарднер указывает целый ряд авторов, размышляя, о том, откуда могли происходить Викканские обряды. Он пишет: «Едва ли не единственный человек, который мог бы изобрести ритуалы, по моему мнению, был, конечно, покойный Алистер Кроули.» Он продолжает: «Кроме него, я могу подумать лишь о Киплинге…». Он также упоминает, что «Харгрейв Дженнингс мог приложить к ним руку…», затем напомнил, что «Бэррет, автор «Мага» примерно в 1800 году мог бы иметь возможность изобрести или воскресить культ».

Возможно, что эти ссылки являются в некоторой степени попытками Гарднера оправдать определенные вещи, потому что он, согласно Дорин, был не в восторге, когда она указывала ему на заимствованные части ведьминских ритуалов! «Ведовство сегодня» было опубликовано через год после посвящения Дорин, и, возможно, что подобная, кажется, искренняя заинтересованность Гарднера в происхождении ритуалов была необходима ему, чтобы никто не заподозрил его самого в непосредственном их изобретении.

Как я уже говорила, Гарднер также владел большой коллекцией неопубликованных манускриптов, которые он широко использовал, и стоит только взглянуть на его личную библиотеку, чтобы понять, что перед вами очень начитанный человек, с широким диапазоном интересов. Именно такой человек и был бы в состоянии изобрести ритуальную систему, если потребуется.

Расширенная библиография для книги «Значения Ведовства» опубликованной в 1959 году, достаточно хорошо демонстрирует это. Гарднер включает в нее «Магию в теории и практике» (Magick in Theory and Practice) и «Равноденствие Богов» (The Equinox of the Gods) Кроули; «Мистическую Каббалу» (The Mystical Qabalah) Дион Форчун; Гоетию (The Goetia); «Белую Богиню» (Грейвса); перевод Мабиногиона леди Шарлотты Гест; «Английский фольклор» Кристины Хоул; «Открытая Каббала» и «Абрамелин» Мазерса; обе книги Маргарет Мюррей и «Цыганское колдовство» (Gypsy Sorcery) Годфри Леланда, а также мириады классических текстов от Платона до Беде!

Обложка "Помощи Высшей Магии"
Обложка «Помощи Высшей Магии»

Хотя эта библиография датируется позже создания Гарднерианской Викки, она, несомненно, указывает, откуда Гарднер получал свое вдохновение. Есть также несколько книг, обозначенных как непосредственно или косвенно относящихся к сексуальной магии, приапическим культам или к Тантре. Харгрейв Дженнингс, упомянутый ранее, написал книгу «Розенкрейцеры, их обряды и тайны» (The Rosicrucians, Their Rites and Mysteries), которую Френсис Кинг описывает как книгу, «занятую почти исключительно фаллицизмом и фаллическими образами — Дженнингс видел пенис везде». Как я упомянула ранее, Харгрейв Дженнингс, член SRIA, также принадлежал к группе, под названием «Ковен», которая собиралась в районе Кембриджа в 1870-х годах и выполняла ритуалы, основанные на классических традициях — особенно из «Золотого Осла». Этому нет доказательств, кроме разве что часто встречающихся ссылок на «Кембриджский ковен», связанных с именем Дженнингса.

Многие ритуалы, с которыми мы знакомы сегодня, были последующими дополнениями Дорин Валиентэ, и это хорошо задокументировано как ею самой, так и Фаррарами, в нескольких книгах. Дорин признает, что она умышленно вырезала большинство стихов Алистера Кроули, считая их неподходящими, и заменила своими собственными произведениями или стихотворениями из других источников, таких как, например, Кармина Гаделика (Carmina Gadelica).

Возможно, мы никогда и не узнаем истину об истоках Викки. Гарднер мог быть абсолютным мошенником; он мог действительно получить «традиционную» инициацию; или, как предполагает немало людей, он мог создать Викку в результате истинного религиозного озарения, основываясь на своем обширном литературном и магическом знании, чтобы создать или помочь в создании ритуалов и философии Викки.

Обложка "Значения Ведовства"
Обложка «Значения Ведовства»

Думаю, мы можем быть вполне уверены, что он был искренним в своей вере. Если бы это было не более чем фантазией старого человека, то тогда Викка не смогла бы стать той мощной силой, которой она является сегодня, и семинар в Канберре в то далекое субботнее утро, на материалах которого основана эта статья, никогда не состоялся бы!

Биография автора:

Джулия Филиппс – Викканская Верховная Жрица, имеющая богатый опыт создания и управления ковенами и магическими ложами в Лондоне, Сиднее и Мельбурне. Ее формальное обучение магическим наукам началось в 1971 году, при Обществе Экстрасенсорных Исследований (Society of Psychical Research) в Лондоне. В 1975 году она приобрела свою первую колоду карт Таро, и через изучение карт познакомилась с Верховной Жрице Лондонского ковена, в который позже была посвящена.

Она иммигрировала в Австралию в 1988 году и теперь (в 2004 году) живет в Мельбурне.

Джулия также редактировала и издавала журнал «Дети Сехмета» (Children of Sekhmet) с 1986 по 1990 год, и «Паутину Вирда» (Web of Wyrd) с 1990 по 1993 год. В 1991 году она основала Австралийский Языческий Альянс (Australian Pagan Alliance) и журнал этой организации Пэйган Таймс (Pagan Times).

Она написала книгу «Ведьмы из Страны Оз» (The Witches of Oz, (Capall Bann, 1994)) – руководство по практике Викки в Южном Полушарии. Она также написала главу «Магическая Вселенная» (Magical Universe) в сборнике «Практика Ремесла Ведьм» (Practicing the Witchs Craft, (Allen & Unwin, 2003)) под редакцией Дугласа Эззи. Принимала участие в написании сборника «Баст и Сехмет: Глаза Ра» (Bast and Sekhmet: The Eyes of Ra, (Hale, 1999)) Сторма Константина и Элоизы Коку. А также принимала участие в создании «Энциклопедии Современного Ведовства и Нео-Язычества» (Encyclopedia of Modern Witchcraft and NeoPaganism, (Citadel Press, 2002)) под редакцией Шелли Рабинович и Джеймса Льюиса.

© перевод Риолы и Гвиддона, 2008 и 2013 год

 

Примечание переводчика

История перевода этой статьи началась в 2008 году, когда Риола обратилась ко мне с просьбой помочь с редакцией перевода транскрипции семинара Джулии Филиппс на конференции в Канберре 1991 года «История Викки в Англии с 1939 года» для проекта witchvox.ru. Я с радостью принял участие в редакции этой статьи и благодарен Риоле, за то, что она позволила мне помочь в этом непростом деле. Оригинал перевода статьи 1991 года, переведенной Риолой за моей редакцией размещен здесь.

В 2009 году мне посчастливилось лично познакомиться с Джулией в Англии, где она в то время проживала. И я благодарен судьбе, что она не просто свела меня с таким замечательным человеком, как Джулия, но и позволила мне сохранить узы дружбы с ней до сих пор. Джулия сообщила мне, что ей никогда не нравилась идея того, что транскрипция семинара 1991 года до сих пор гуляет по сети, ведь семинар был предназначен для определенной аудитории в качестве источника для дискуссии. В дополнении, за последние два десятилетия наши знания о ранней истории  Викки претерпели значительные изменения. Поэтому она отредактировала и дополнила транскрипцию своего семинара в Канберре 1991 года, и издала получившуюся полноценную статью в 2004 году. Оригинал на английском языке доступен для скачивания в системе Kindle.

Поэтому, по согласованию с автором, и получив предварительную поддержку Риолы, я перевел отредактированную и дополненную версию статьи 2004 года, во многом использовав материал из первоначального перевода Риолы за моей редакцией в 2008 году транскрипции семинара в Канберре 1991 года. Именно поэтому, я считаю, что имя Риолы должно быть указано в качестве соавтора перевода этой статьи. Я выражаю благодарность Риоле за ее неоценимую помощь и поддержку.

(c) Гвиддон Харвестон, г. Москва, октябрь 2013 года