Очарование Серебряного Круга

ОЧАРОВАНИЕ СЕРЕБРЯНОГО КРУГА

Автор: Гвиддон Харвестон (gwiddon@silvercircle.ru,  http://vk.com/id177278887)

EZOsy65qcWU

Серебряный Круг является крупнейшей ассоциацией последователей Гарднерианской Викки в континентальной Европе. Однако историей этой организации никто ещё серьезно не занимался. Британские исследователи, как правило, мало интересуются происходящим за пределами своих островов, да и американские коллеги равнодушны к делам Старой Европы. Это небольшое эссе предназначено для заполнения информационного вакуума, окружающего Серебряный Круг. Эта организация сделала немало для развития язычества и Викки не только на своей родине – в Нидерландах – но и во многих других европейских странах.

Своим рождением Серебряный Круг обязан двум важнейшим фигурам голландского язычества – Моргане и Мерлину Ситхоув.  Моргана родом из Англии, графство Ланкашир – региона, известного, в том числе, и по судебным процессам над ведьмами Пендл Хилла[1]. В 1976 году после окончания колледжа, Моргана переехала в Нидерланды в поисках работы и приключений. Там она познакомилась с голландским юношей, молодым студентом исторического факультета местного университета, который впоследствии принял языческое имя «Мерлин». Молодых людей сблизил их общий интерес к духовности, особенно к язычеству и прочим религиям, предоставляющим женщинам равное право на участие. Они искали свой путь среди философских течений, оставляющих место для магии, при этом, предлагавших глубинный смысл человеческому существованию, некое таинство.

hippy morgana and merlin 1978

Моргана и Мерлин, Нидерланды, 1978 год

Через некоторое время Моргану увлекло путешествие в Индию. Она была одной из последних представителей поколения хиппи, которой удалось пройти знаменитой «тропой хиппи» . Это путешествие на поезде в Индию через Балканы, Стамбул, Персию, Афганистан и Пакистан. Насытившись атмосферой мистической Индии, Моргана вернулась в Нидерланды. Она возвращалась тем же путём. В Афганистане уже стояли советские войска, шёл 1979-й год. Моргана успела на последний поезд в «страну хиппи», война и разруха навсегда закрыли эту тропу в том же году.

По возвращении в Нидерланды Моргану ждал сюрприз – Мерлин познакомился с представителями Александрийской традиции Викки[2], современной магической  традиции с европейскими языческими корнями. Они и раньше о ней слышали, но с носителями традиции пока не встречались. Пообщавшись с ними, Моргана и Мерлин не почувствовали, что это их путь. В современной Викке важнее всего почувствовать некий бессознательный, интуитивный толчок внутри себя – это «чувство в животе», «щелчок», как его ещё называют.  Этот неуловимый «щелчок» служит доказательством того, что люди в ковене «сработаются». Тем не менее, подобный щелчок случается далеко не всегда. Это не значит, что вам попались плохие люди, просто вам не стоит быть с ними в одном круге.

После опыта с Александрийцами Моргана и Мерлин начали смотреть на другие пути обучения и нашли курс Природной магии от Мэриан Грин[3], представлявший собой курс по переписке путём почтовой рассылки материалов и заданий из Англии. Мэриан ведёт этот курс по сей день, через него прошло много замечательных ведьм. Курс произвёл сильное впечатление на Моргану и Мерлина. До сих пор подход Мэриан можно увидеть в очень «земной» природной философии Серебряного Круга. Мэриан Грин никогда не была посвящена в Традиционную Викку и по сей день занимается строго одиночной практикой. Со временем они познакомились с Мэриан лично и по сегодняшний день остаются хорошими друзьями. Моргана всегда старается навестить Мэриан, будучи в Англии.

Примерно в то же время Моргана и Мерлин узнали об эзотерическом курсе по переписке, который предлагала Долорес Эшкрофт-Норвики — директор общества Служителей Света. Служители Света (англ. Servants of the Light) — это современный британский эзотерический орден, основанный В.Е. Батлером в 1965 году. В.Е. Батлер унаследовал учение Дион Форчун, был обучен и посвящён в её Братство Внутреннего Света (англ. Fraternity of the Inner Light). Система Служителей Света, таким образом, напрямую восходит к системе Ордена Золотой Зари. Чуть позже Моргана и Мерлин познакомились с Долорес лично и между ними завязалась активная переписка и дружба. Учения Долорес оказало сильное влияние на магическую практику Морганы и Мерлина.

Жизнь не стояла на месте. В экономике Европы наступали очередные трудные времена. Можно назвать это совпадением , а можно – синхроничностью по Карлу Юнгу[4], но Моргана потеряла работу, и их с Мерлином попросили в тот же день освободить съёмную квартиру. В таких непростых обстоятельствах молодые люди не растерялись, а просто погрузили все свои вещи в машину и отправились  в автомобильное путешествие по Англии. Это было как раз в духе того времени. Вместе с визитами к родственникам и осмотром английских достопримечательностей, наши герои совершили настоящее паломничество по священным для язычников местам. А таких мест в Англии немало!

Дорога привела их в самый старый и самый известный магазин оккультной литературы Лондона (да и всего западного мира) — «Атлантис» [5], где пара увидела объявление на стене[6] о том, что ковен в Брайтоне[7] набирает учеников. Моргана и Мерлин посчитали это знаком судьбы и поехали в Брайтон.

launching BTB in Atlantis

Джеральдин с дочерью Бали и Морганой в Атлантисе

Лучше всего об этом расскажет сама Моргана:

«..И вот, однажды, во второй половине дня, я постучала в дверь старинного викторианского дома. Дверь открылась и мужчина – точная копия Джеральда Гарднера[8] – появился перед нами. Но он лишь раз взглянул на нас и закрыл дверь!

Через минуту дверь снова открылась, и он сказал «Мне нужно забрать мою жену, вы не хотите поехать со мной?». И вот, через две секунды мы уже были в машине с абсолютным незнакомцем, на пути в центр Брайтона. Мы познакомились с женщиной, его женой, ей на вид было около 40 лет. Она посмотрела на нас и сказала «Ага..» Позже, она призналась мне, что они ожидали нас! Мы составили им компанию за ужином и говорили не переставая. Кто мы? Чего мы ищем? Кто они такие?..»

— Отрывок из интервью Морганы Ситхоув журналу ACTION[9], корреспондент Кристофер Блэквелл, 2009 год. Перевод Гвиддона Харвестона 2012 год.

Вернувшись домой в Нидерланды, молодые люди продолжили свои поиски, и вот, в один прекрасный день зазвонил телефон и они услышали: «а не хотите ли вы быть  посвящены?»

Ковен в Брайтоне происходил из линии жрицы Элеоноры Боун (1911-2001), третьей известной жрицей[10], с которой работал Джеральд Гарднер. Элеонора начинала свой путь в Ведовстве в традиционном ковене, о котором мы знаем очень мало. Известно, что этот ковен являлся наследником традиционных практик Британского колдовства в графстве Камбрия[11]. Элеонор говорила, что во время войны её призвали во вспомогательные войска[12] и направили служить в Камбрию, где она поселилась в доме пожилой пары. Они взяли девушку под своё шефство. Как-то раз вечером во время чаепития она рассказала, что верит в реинкарнацию и в то, что у животных тоже есть душа. В ответ на такое признание, хозяева дома поведали, что они являются наследниками древних ведовских традиций и пригласили её поучаствовать в своих ритуалах.

Прочитав книгу Джеральда Гарднера «Ведовство Сегодня» [13] в 1959 году, Элеонор написала автору и рассказала о своём опыте в Камбрийском ковене и желании познакомиться с ведьмами, про которых писал Гарднер. Вскоре они познакомились лично, и Боун также познакомилась с членами ковена Джека Брейслина[14] в Брикет Вуде[15]. Джеральд Гарднер посвятил её в 1960-м году. Благодаря своему опыту в Камбрийском ковене и таланту она быстро стала Верховной Жрицей своего собственного гарднерианского ковена в районе Лондона Тутинг в Стрэтхеме.

eleanor-bone-rollright-213x300

Элеонора Боун, фото из статьи Life Magazine, 1964

Через этот ковен прошла целая плеяда замечательных ведьм – носителей традиции. Одна пара учеников – Мэдж и Артур Уортингтоны основали самую уважаемую и многочисленную ветвь  (линию) Гарднерианской традиции в Великобритании – Уайткрофт. Среди посвящённых Боун такие уважаемые авторы, как Пруденс Джонс, автор «Истории Языческой Европы» и Вивианн Кроули, автор множества работ, в том числе и очень популярной книги «Викка: Древняя Религия в Новом Веке». А также Кэйтлин Мэттьюз, известнейший исследователь, кабаллист и автор многих книг о Короле Артуре и британской эзотерике.

Элеонора была удивительным человеком. Она сочетала приземлённую мудрость с экстатическими таинствами. В обычной жизни она управляла домом престарелых, помогала людям на закате их жизни,  поддерживала добрым словом, утешала умирающих.  А в полнолуние она собирала свой ковен и творила магию. Элеонора умела учить, и в её ковене всегда оставалось место обучению. Не избежала она и внимания прессы, великодушно согласившись принять участие в нескольких передачах и документальных фильмах 1960-х годов.

В 80-х и 90-х годах Элеонора предпочитала вести более размеренный образ жизни, она ушла на пенсию и переехала обратно в Камбрию, оставив руководство своими ковенами ученикам. Она не желала общаться с прессой, не хотела, чтобы репортёры снова писали о её личной жизни. Тем не менее, она всегда встречала гостей и была доступна своим ученикам по телефону.  В последние годы жизни её мучали болезни, и после смерти мужа Билла, Элеонора сама начала готовиться к переходу в иной мир. Предсказав дату своей смерти во время телемоста с участниками конференции Языческой Федерации[16] в своём последнем интервью, Элеонора Боун, Великая Матрона[17]  Гарднерианской традиции, скончалась спустя месяц, ровно двенадцать лет назад, в 2001-м году, на 91-м году жизни. Память о ней живёт в сердцах многочисленных учеников, посвящённых её рукой, и в историях, которые они рассказывают своим ученикам.

Известно, что для Элеоноры Викка, в первую очередь, была религией природной, тесно связанной с землёй. Она уделяла особое внимание целительству и помощи членам ковена и окружающим. Иногда, по предварительной договорённости проводились обряды по исцелению  и утешению резидентов дома престарелых, которым она заведовала. Элеонора относилась с симпатией к идеалам Языческой Федерации, хотя лично никогда не состояла в этой организации. Наследие Элеоноры Боун живёт по сей день среди многих жриц и жрецов, чьи линии посвящений восходят к ней. Это справедливо и в отношении Серебряного Круга.

Семейная пара, с которой Моргана и Мерлин познакомились в Брайтоне, были учениками первого ковена Элеоноры в Тутинге. Они передали Гарднерианскую традицию нашим героям в 1979-м году. Молодой паре пришлось часто посещать Англию для участия в ритуалах и обучения, несмотря на скудный студенческий бюджет семьи. Уже в следующем, 1980-м году Моргана и Мерлин начали выпускать журнал ВикканРид (Wiccan Rede – англ. Викканский Завет). Это был первый викканский журнал в Нидерландах. Основные статьи писали сами Моргана и Мерлин на английском языке. Чуть позже они стали переводить статьи на голландский.

MM in Belgium 2004

Моргана и Мерлин на фестивале

В те времена почти не было викканской литературы на голландском языке, и статьи журнала ВикканРид пользовались большой популярностью. На адрес журнала приходило множество писем от читателей, которым оказались близки викканские идеалы, кому хотелось узнать больше о Викке или стать частью Традиции. Некоторые из них просили о личной встрече. Моргана и Мерлин встречались с авторами писем, и если между ними возникал тот самый «щелчок», о котором мы уже говорили, то их принимали в ученики.

Сложилась учебная группа, которая переросла в первый Гарднерианский ковен в Нидерландах – позже известная как Серебряный Круг. Постепенно ученики набирались опыта. С получением третьей степени посвящения в традицию, некоторые «почковались» и основывали собственные ковены. Эти дочерние ковены поддерживали тесную связь с Морганой и Мерлином. Так образовалась настоящая «сеть» из ковенов вокруг материнской группы, и Серебряный Круг из единичного ковена вырос в настоящую полноценную ветвь Гарднерианской традиции.

Silver circle 25 anniversary

25-я годовщина Серебряного Круга

Ковены остаются дружными между собой до сих пор. Время от времени все посвящённые Серебряного Круга собираются вместе и празднуют годовщины и общие праздники. Уже стал традиционным летний пикник в Панбосе[18], превратившийся в «слёт» всего Серебряного Круга. Участники Серебряного Круга, ученики Морганы и Мерлина, участвуют в выпуске журнала ВикканРид. Первая ученица Мерлина теперь главный редактор журнала. С наступлением эры цифровых технологий стараниями Мерлина появился общий сайт Круга silvercircle.org и форум, объединивший всех членов ассоциации.

silver circle picnic in panbos

Место сбора Серебряного Круга в Панбосе

В январе 2012 года на самом зените своих сил Мерлин отошёл в иной мир. Нам всем его очень не хватает.

Merlin in 2009

Мерлин (1955 — 2012)

На сайте archive.silvercircle.org можно найти старые выпуски журнала ВикканРид, начиная с 1984 года. С 2011 года ВикканРид перешёл полностью на онлайн формат и стал общедоступным и бесплатным языческим и викканским ресурсом. Серебряный Круг никогда не был эксклюзивно голландской организацией. В Нидерландах живут и работают люди из разных стран. Среди учеников Морганы и Мерлина есть и англичане, и ирландцы, венгры, поляки, испанцы, русские, южноамериканцы и многие другие. Объединение Европы в единый союз способствовало укреплению связей между нациями континента. Современные технологии, такие как интернет, дешёвый воздушный транспорт, сверхбыстрые поезда, позволили тем, кто ищет традицию (сикерам от англ. seeker – ищущий) и учителям найти друг друга.

Morgana on the Red Square

Моргана на Красной Площади, 2009 год

Практики Серебряного Круга всегда оставались в пределах Гарднерианской традиции, в пределах того спокойного, простого, «приземлённого» ведовства, который передала Кругу Элеонора Боун через ковен в Брайтоне. Благодаря близкому знакомству Морганы и Мерлина с Мэриан Грин, «зелёное» деревенское ведовство Мэриан также органично вошло в практику Серебряного Круга. Когда Моргана и Мерлин начали практиковать в Нидерландах, они быстро осознали, что потоки силы и духи земли[19] (spirits of the land) этой страны не похожи на британские. Прислушиваясь к своим ощущениям, экспериментируя с местными потоками силы и познавая, интегрируя народные обычаи своей страны в викканскую практику, они придали Серебряному Кругу уникальный нидерландский колорит. Именно так они смогли привить иностранную британскую религию – Викку – на нидерландскую почву, помогли её укорениться на новом месте.

Morgana on women's stone in Moscow

Моргана на «Девичьем Камне», г. Москва, 2009 год

Именно укоренение традиции в местную почву обеспечивает её выживаемость в новых условиях. Без тщательной адаптации традиция не способна пережить своих первичных носителей. Так было всегда и везде, во всех религиях мира.

Нидерланды это небольшая страна, растянувшаяся вдоль Северного моря. Море и вода всегда рядом, всегда близки к человеку. Море это  и друг человека, источник богатства, средство сообщения, лоно Великой Матери, и в то же время, соперник, отбирающий землю, разрушитель во время шторма или прорыва дамбы, убивающий людей. Здесь мы видим аспект Изначальной, хтонической Богини-Матери, дарующей жизнь и её отбирающий. Нидерланды – это фактически земля, созданная людьми, отобранная или одолженная ими у моря. У голландцев есть поговорка: «Бог создал землю, а голландцы – Голландию». Почти вся страна лежит ниже уровня моря. Сложная система дамб удерживает море от обладания своей добычей.

В древности земли «Низинных стран» [20]  населяли племена кельтских и германских языковых групп. Римляне называли регион Нижняя Германия (Germania Inferior). Именно римляне основали первые города этой страны (Утрехт). Историки нашли упоминания о древней местной богине Нертис[21], чью колесницу торжественно омывали в море и везли по разным городам провинции в ежегодной процессии.

Нидерланды были крещены насильно во времена Франкского владычества в IX веке нашей эры, и долгое время в регионе преобладало двоеверие. До сих пор народные обычаи и традиции несут в себе зёрна языческих обрядов и символов. Они популярны в народе, особенно вне крупных городов. В 16-м веке большинство голландцев отошли от католической Церкви и стали протестантами. Десятилетия религиозных войн 16-17-го веков научили голландцев ценить терпимость, толерантность и невмешательство в личное пространство окружающих. Именно поэтому, несмотря на общий консерватизм и христианские верования большинства жителей этой страны, они вполне лояльно относятся к викканам и прочим язычникам, даже если сами этого в душе не одобряют.

Серебряный Круг служит хорошим примером того, как можно адаптировать Викку к условиям другой страны, создать живую и активную общину и не только не потерять суть традиции, но и приумножить её сокровищницу. При этом Серебряный Круг обеспечил преемственность традиции и остался в пределах даже самых строгих определений Гарднерианской традиции, признаваемый жречеством всего мира.

MM SC 30 anniversary

Моргана и Мерлин на 30-ю годовщину Серебряного Круга

Стоит особенно упомянуть отношения Серебряного Круга с другими языческими конфессиями и викканскими традициями. Чуть раньше мы упоминали о представителях Александрийской традиции Викки, которых Моргана и Мерлин встретили в 1979-м году. Александрийская традиция пришла в Нидерланды одновременно с Гарднерианской в 1979-м году.  Александрийские ковены развивались параллельно гарднерианским, и, благодаря мудрости, такту и дипломатии обеих сторон, отношения между двумя традициями в Нидерландах развивались  не в пример лучше, чем, скажем, в Великобритании.

Это было непросто, обеим сторонам пришлось сглаживать трения, учиться договариваться, чтобы отношения между традициями оставались ровными и дружелюбными с долей взаимного уважения. Лидеры общин не давали разногласиям перерасти в «ведьмовскую войну» [22]. Когда очередной «тролль» [23] устраивал провокации, жречество сплочённо выступало единым фронтом и выражало своё неодобрение. Когда в Нидерландах образовалось местное отделение Международной Языческой Федерации (PFI) Моргана первая предложила главе александрийской общины, Леди Баре, должность совместного национального координатора отделения. По сей день Леди Бара радует нас организацией местных встреч язычников в Гааге и международной конференции PFI в Люнтерене[24].

Леди Бара также осуществляет административные функции голландского отделения PFI, так как Моргана больше внимания уделяет международному уровню организации. Вместе с Морганой Леди Бара принимает активное участие в администрации многих национальных отделений ПФИ. Стоит особо упомянуть, что подобные органичные отношения сложились не сами собой, от лидеров традиций потребовалось много сил и умения достичь компромисса.

Серебряный Круг это живая развивающаяся и растущая организация. Постоянно приходят новые люди, ищущие традицию. Благодаря усилиям Морганы, Круг остаётся открытым для людей из других стран. Она до сих пор проводит бесплатные вводные курсы Серебряного Круга на английском языке по переписке. Для участия необходимо направить ей приветственное письмо, рассказать о себе. Курс не является обучением в Гарднерианской традиции, ведь это невозможно без посвящения, однако, прохождение курса помогает ищущему свой путь понять, подходит ли им гарднерианский путь, помогает приобрести базу знаний и навыков, необходимых для современного язычника.

MM SC 25 anniversary 2

Моргана, Мерлин и ученики на 25-й годовщине СК

Некоторые ученики затем просят посвящения, и если между ними и Морганой прошёл «щелчок», то посвящение в традицию может состояться. Такой путь подходит для жителей стран, где пока нет Традиционной Викки, либо ковены не принимают новых членов. Важно понимать, что при этом ученик не сможет получить полноценного опыта участия в живом ковене, постоянного личного общения с учителями и жречеством.  Такой путь требует особого терпения, волевых усилий, умения мотивировать себя самостоятельно, способности к самообучению. Этот путь не для всех. Тем не менее, именно так чаще всего Традиционная Викка зарождается в разных странах. Либо посвящённые в Викку привозят традицию с собой, переезжая в другую страну, либо жители страны получают традицию через серию визитов, письменной корреспонденцией, интенсивными мастер-классами при редких личных встречах.

Так Бакленды[25] посещали Моник и Скотти Уилсонов, Моргана и Мерлин – ковен в Брайтоне, Джим Бейкер[26] – лондонский ковен Алекса и Максин Сэндерс. Рой Даймонд[27] получил посвящение в Нью-Йорке и уехал обратно домой в Канаду. Стюарт и Джанет Фаррар[28] учились в Англии, а потом эмигрировали в Ирландию, таким образом, в этой стране появилась Александрийская традиция. Эненна[29] специально эмигрировала в Англию, чтобы научиться Викке, и вернулась домой в Польшу, будучи уже носителем Александрийской традиции.

В наши дни развитая сеть современных информационных технологий, таких как скайп, электронная почта, социальные сети – позволяют людям поддерживать связь друг с другом на больших расстояниях. Российские читатели могут свободно найти форум и архивы Серебряного Круга, выпуски журнала ВикканРид, пообщаться с Морганой и её учениками на международном форуме PFI – Международной Языческой Федерации, куда она заходит почти каждый день. Можно посетить одну из конференций PFI, на которые всегда приходят многие носители Традиционной Викки. На международной конференции PFI в Люнтерене обязательно будут представители Серебряного Круга, включая Моргану.

Merlin and Morgana 2008

Мерлин и Моргана, 2002 год

В России Серебряный Круг представлен несколькими учениками Морганы. Развивается интернет-сайт организации на русском языке – silvercircle.ru. В 2012 году запущен проект по ответам носителей Традиционной Викки из разных стран на вопросы русских виккан о Гарднерианской и Александрийской традициях Викки на русском языке ВКонтакте – группа называется «Традиционная Викка» http://vk.com/club50709350 . Для участия в группе необходимо написать личное сообщение координатору группы – Гвиддону.

Представители традиции участвуют в обсуждениях на форуме Союза Виккан России http://souzwiccan.ru/forum/index.php. Каждый месяц, в последний понедельник месяца, представители Серебряного Круга ходят на Московский Языческий Пабмут[30] под эгидой Международной Языческой Федерации – последние новости пабмута можно посмотреть здесь http://vk.com/event44472966.

Москва, июнь 2013 года


[1] Англ. Pendle Hill – деревня на севере Центральной Англии в Ланкашире, в которой прошли самые громкие процессы над ведьмами в Англии 17-го века. Многие ведьмы были повешены.

 

[2] Александрийская традиция Викки была основана уроженцем Манчестера Алексом Сэндерсом (1917-1988) и его женой Максин в 1964-м году. Название традиции происходит от древнего египетского города Александрия, где располагалась знаменитая на весь античный мир библиотека магических текстов.  Алекс Сэндерс возводил линию своего посвящения к бабушке, Бобби Лидди. Известно, что в 1960-х годах он также обучался Викке у Пэт Копански, жрице из гарднерианской линии Патриции Кроутер, и переписывался и навещал Джеральда Гарднера на острове Мэн. Как правило, Александрийская традиция отличается от Гарднерианской большей степенью заимствования из ритуальной магии и гримуаров, а также уделяет больше важности Кабалле, астрологии и работе с Элементами и элементалями, чем Гарднерианская.

 

[3] Мэриан Грин – автор нескольких книг по Викке и магии для одиночек. Практикует Викку с 1960-х годов. В 1970-х начала обучать магии по переписке. Живёт в Лондоне, часто проводит мастер-классы и участвует в конференциях.

 

[4] Cинхроничность — термин, введённый швейцарским психологом и мыслителем К. Г. Юнгом, как постоянно действующий в природе творческий принцип, упорядочивающий события «нефизическим» (непричинным) путём, только на основании их смысла. Подразумевая любую «нефизическую» (неочевидную) взаимосвязь событий, независимо от их разделённости во времени и пространстве.

 

[5] Атланис был основан в 1922 году известным английским эзотериком Майклом Хаутоном. В подвале магазина проводились магические ритуалы. Все эзотерики Лондона считали магазин удобным местом для встреч, где можно было пообщаться на любые темы. Среди известных завсегдатаев магазина были замечены Алистер Кроули, Джеральд Гарднер, Росс Николс, Дион Форчун, Израэль Регарди и многие другие известные эзотерики. В наши дни хозяйкой магазина является Джеральдин, внучка Майкла Хаутона.

 

[6] Именно так до появления интернета виккане узнавали друг о друге.

 

[7] Брайтон – курортный город на южном побережье Англии. Там также жила Дорин Валиентэ.

 

[8] Джеральд Бруссо Гарднер (1881- 1964) – английский джентльмен, родом из Ланкашира. Каучуковый плантатор и чиновник, коллекционер оружия и археолог, масон и эзотерик. В 1939-м году Гарднер был посвящён в традиционный ковен британских ведьм в Нью Форесте на юге Англии. Написал ряд книг по Языческому ведовству, в том числе первый труд о современном ведовстве «Ведовство Сегодня». С конца 1940-х по 1963 год Гарднер обучал людей ведовству, общался с прессой, участвовал в телепередачах, писал книги – делал всё для того, чтобы британское ведовство не вымерло, подобно многим другим народным обычаям и традициям. Считается основателем Гарднерианской традиции Викки, названной в его честь учениками Джеральда после его смерти.

 

[9] ACTION – журнал AREN (Alternative Religions Education Network – Образовательной Сети Альтернативных Религий) http://aren.org/newsletter/index.php. AREN является наследником другой славной организации WADL (Witches Anti-Defamation League – Лига Борьбы с Оскорблениями Ведьм), основанной в 1970-м году доктором Лео Мартелло, пионером Стреги в Америке.

 

[10] Двумя другими известными жрицами являются Патриция Кроутер и Моник Уилсон. Обе жрицы основали линии, насчитывающие тысячи учеников и посвящённых. Большое влияние на развитие традиции оказала Дорин Валиентэ. Среди других жриц Гарднера можно выделить Дафо, Луис Борн, Дайонис, Барбару Викерс и Олив Грин.

 

[11] Камбрия – графство на северо-западе Англии, столица графства – город Карлайл.

 

[12] Во время второй мировой войны незамужние девушки Великобритании служили в так называемых вспомогательных частях – госпиталях, канцеляриях и государственных службах.

 

[13] Первая книга о современном британском языческом ведовстве, 1954 года издания. Джеральд Гарднер написал её в конце 40—годов, однако не мог опубликовать её до 1951 года, когда Парламент отменил уголовную ответственность за занятия магией и ведовством. На русский язык книга переведена А. Осиповым и издана в издательстве «Ганга» в 2012-м году.

 

[14] Один из ранних учеников Джеральда Гарднера, Верховный Жрец брикетвудского ковена и администратор нудистского клуба в Сэнт-Албансе. Под его именем вышла самая первая биография Гарднера «Джеральд Гарднер – Ведьмак», чьим настоящим автором был журналист и ярчайшая звезда современного Суфизма.

 

[15] В конце 40-х годов ХХ века Джеральд Гарднер приобрел долю в нудистском клубе в деревне Брикет Вуд, в Хертфордшире, Южная Англия. Примерно в это же время Гарднер выкупил старинный коттедж времён Генриха VIII у своего друга, масона Дж. С. М. Уорда и перевёз коттедж на территорию нудистского клуба. Именно там, в этом старинном коттедже лондонский ковен Джеральда Гарднера проводил саббаты, эсбаты, посвящения и прочие ритуалы. Брикетвудский ковен существует до сих пор, это старейший непрерывно существующий викканский ковен в мире.

 

[16] Англ. Pagan Federation (PF) – британская НКО, созданная в 1971-м году британцем Джоном Скором для помощи и защиты язычников Великобритании от дискриминации. В настоящий момент организация представляет интересы язычников Великобритании перед лицом государства, помогает язычникам установить связи между собой, устраивает встречи и конференции. Издаёт ежеквартальный журнал Pagan Dawn. В 1996-м году было основано международное крыло организации для того, чтобы помогать язычникам временно проживающим в других странах под руководством Тони Кемпа. В 1999-м году Тони передал свои полномочия Моргане Ситхоув. К 2005-му году в международное отделение Языческой Федерации входили тысячи жителей Европы никак не связанные с Великобританией. Моргана зарегистрировала в том же году независимую НКО Pagan Federation International (PFI) (Международная Языческая Федерация) с штаб-квартирой в Гааге. PFI считается сестринской организацией PF, и имеет один голос на Совете PF, однако является самостоятельной от PF независимой организацией.

 

[17] Так в Англии называются администраторы домов престарелых.

 

[18] Панбос – голландский пляж, на котором растут удивительные приливные сосны. Место под корнями древней сосны – излюбленное традиционное место проведение Саббатов и эсбатов Серебряного Круга, очень магическое место.

 

[19] Духи земли – важнейшая концепция Гарднерианской Викки. Считается, что многие места на земле населены особыми духами, которые могут помогать или мешать проводить ритуалы, творить магию. Очень важно уважать духов земли, пытаться познать их и славить их в своих ритуалах. Духи земли обеспечивают важную связь виккан с силами природы.

 

[20] Англ. Low lands или по-голландски Neder lands – регион Западной Европы, расположенный вдоль побережья Северного моря от полуострова Ютландия на востоке до французской Нормандии. Местность характерна очень ровным ландшафтом, близким к уровню моря и иногда ниже уровня моря. Регион заселён преимущественно потомками фламандцев (носителями нижне-германских языков) – бельгийцами и голландцами. Этот регион выделяется в отдельное целостное культурное пространство, начиная с III тысячелетия до нашей эры.

 

[21] Тацит.

 

[22] Англ. Witch War – так называют резкое ухудшение отношений между членами викканской общины, сопровождаемые взаимными оскорблениями и претензиями, публичными выяснениями отношений. Как правило, причиной войн являются личные конфликты, ссоры на бытовом уровне.

 

[23] Современное название человека, стремящегося развязать ссору, получающего удовлетворение от раздоров и активно их провоцирующего.

 

[24] Небольшой фермерский городок в центре провинции Голландия в Нидерландах. Городок известен своими парками и древним собором.

 

[25] Рэймонд и Роузмэри Бакленд — основатели американской ветви Гарднерианской традиции Викки, также известной как Лонгайлендская ветвь.

 

[26] Основатель американской ветви Александрийской традиции Викки, также известной как Ду Бандия Грассаль

 

[27] Основатель канадской ветви Александрийской традиции Викки, также известной как ветвь Роя Даймонда.

 

[28] Авторы ряда популярных книг по Александрийской Викке, основатели ирландской ветви Александрийской традиции Викки, также своей собственной традиции – известной как Прогрессивная Викка.

 

[29] Польская жрица Александрийской традиции Викки, основательница самой крупной ветви Александрийской традиции Викки в Польше. Начиная с 2012 года, регулярно приезжает в Москву с семинарами, так как свободно говорит по-русски. Участвует в обсуждениях Традиционной Викки.

 

[30] От англ. Pub moot – встреча в пабе. Первые пабмуты были организованы Языческой Федерацией в Англии в начале 1970-х годов для того, чтобы язычники могли познакомиться друг с другом и обсудить важные для всех язычников темы. Московский Языческий Пабмут это ежемесячные встречи язычников всех конфессий в московском пабе (на данный момент проводятся каждый последний понедельник месяца). Единственным условием участия является согласие с тремя принципами Международной Языческой Федерации (ПФИ).

 

4 comments

  1. 07.10.2013 в 03:12

    Many thanks Gwiddon for this extensive overview of Silver Circle. It’s been a wonderful journey so far. I hope (young) people all over the world will be inspired to look at their own pagan/folk heritage. It has enriched my life unfathomably. Thank you too for introducing me to Slavic paganism. The journey continues.. Blessed be, Morgana

  2. Yana
    14.10.2013 в 13:49

    Thanx for your work, Gwiddon! And Morgana is absolutely right about the inspiration that everyone can get for this article. You gave clear and simple axplanation about why it is important to look at the native tradition of the our land and why it is a part of Wicca as well as everything we already know.

  3. 01.03.2014 в 07:14

    Wonderful article. It is really amazing to look back to all those 35 years of development in a few paragraphs! Thank you very much again for this.

Leave reply

Back to Top